Чтобы помнили

        Мне кажется, одной из важнейших задач современного искусства является помощь людям в  осознании жизненной необходимости движения навстречу к Богу. В древней истории мы наблюдаем, что искусство возникло, прежде всего, как воспоминание о Рае, как следствие тоски об утерянном , свободном Богообщении. До воплощения Бога на Земле человечество смогло через искусство сохранить обрывочные воспоминания о Рае. У всех народов в той или иной форме сохранились различные интерпретации одних и тех же глобальных событий , происходивших на Земле. Искусство явилось как бы универсальным средством для сохранения информации во времени. С приходом Спасителя и принесения им Крестной жертвы за людей все изменилось. Для человечества,  стали доступны уже не обрывочные искаженные воспоминания о духовном мире, не тайные знания, а живой путь в Царствие Небесное. Изменилась и роль искусства. Оно перестало быть  только носителем информации. Искусство преобразилось в инструмент , помогающий в распространении Благой Вести. Через искусство открылась возможность услышать призывающий голос Спасителя.
           Но в современном мире истинная  роль искусства катастрофически занижается. В лучшем случае, ему оставляется решение лишь эстетических задач. Конечно, в гармонии природы тоже можно увидеть Бога. Но сложно наслаждаться красотой морского пейзажа с тонущего корабля.
       В русском искусстве сегодня появляются обнадеживающие тенденции. По мере нашего возвращения в лоно Православной Церкви возникает потребность в переосмыслении своих творческих идей и подходов к их воплощению. В самом обществе рождается  желание видеть через искусство образы духовные и нравственные. Кино - не исключение. Появляются фильмы, в которых религиозная тема раскрывается без сказочно-мифической оболочки. На наших глазах рождается новый жанр. Это жанр религиозного кино. Он только приобретает свои контуры. Возникает множество вопросов -как достойно показать святой образ или таинство? Анимация имеет некоторое преимущество перед игровым кино в данном вопросе. Нам проще, мы работаем с образами, а не с живыми актерами , и этим преодолеваем догматические трудности с изображением  Святых и Сил Небесных. Основы изображения мы черпаем из православной эстетики, что  имеет решающее  значение. Форма неразрывно связана с содержанием.    
      Конечно, это непростая задача создать зрелищное действо и сохранить Православную догматику.  Догматике вроде бы не свойственны эмоции. Но ведь на Страстной неделе в Великий пост  мы переживаем скорбь о страданиях Господа на Кресте и в Пасхальном возгласе  «Христос Воскресе!» мы слышим восторг и радость. Лишь настоящие человеческие истории, живой опыт Богообщения и победы над страстями, способны тронуть сердца людей. Все это в изобилии существует в житиях святых, и именно  в этом мы видим ключ к пониманию религиозного  кино. Если эмоции, вызванные просмотром фильма, помогают в движении души к Богу, то они оправданы. И даже наоборот, если фильм религиозной тематики не затрагивает тонкие струны души, если он  тысячу раз правильный, но холодный или подавляющий, не оставляющий надежды для еще не пришедшего к Богу человека, то  все может быть напрасно. Отчетливо это видно на примере некоторых документальных фильмов о православии. Евангелие же возвещает Любовь, а разве возможна холодная любовь, это уже и не любовь вовсе.
     В 2007 году была создана Кинокомпания « Избор ». С самого ее основания мы предполагали тесное взаимодействие с Русской Православной Церковью.  Это взаимодействие плодотворно реализуется уже в нескольких совместных проектах. Весной 2008 года запущен в производство анимационный рисованный фильм «Пересвет и Ослябя» совместно с Издательством Московской Патриархии. Наш фильм о Куликовской битве, о Преподобном Сергии Радонежском, о святых монахах-схимниках Александре Пересвете и Андрее Ослябе, о Князе Дмитрии Донском,  о великих героях той битвы, о воинском и нравственном подвиге. В нашей истории существуют ключевые моменты, без памяти о которых народ обречен на нравственную деградацию. Шесть сотен лет прошло, а копья в спорах все ломаются. Теперь пытаются нас  убедить некоторые «историки», что Куликовской битвы и вовсе не было. Обвиняют в национализме. До чего же извратилось наше сознание, что битва за свободу, за противостояние воплощенному злу, за жизнь своих детей объявляется национализмом. А как же тогда 1812 год, а 1941 год. Тоже национализм. Ни как не могу с этим согласиться. Воспитание начинается с раннего возраста и мне хочется, чтобы наши дети помнили, какой ценой добывалась наша свобода и что источником силы в подвиге было единение народа в лоне Православной церкви.  В 2010 году фильм был закончен. В феврале 2011 года наш фильм был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале « Встреча » и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». Для нас отрадно, что тема, нами затронутая, оказалась востребованной у зрителя. Дополнительное подтверждение этому служит показ «Пересвета и Осляби» на ежегодном Российском открытом кинофестивале анимации в Суздале. Это - совершенно светский главный российский анимационный фестиваль. Показы происходили в большом туристическом гостиничном комплексе. Поэтому зритель там был смешанный- наполовину профессионалы анимационного цеха со всей Росси , а наполовину обычные туристы. В самом начале фильма « Пересвет и Ослябя» вставлен титр – «Героям Куликовской битвы душу свою положившим за други своя, посвящается». И для меня было крайне неожиданно, что, еще не увидев ни одного кадра действия фильма, на этом титре зал разразился аплодисментами. Это лишний раз убеждает , отечественный зритель готов и желает смотреть кино на серьезные темы и откликаться душой на честный разговор о нравственном выборе и о Боге.
      
       Предлагаемый фильм рассчитан на широкий круг зрителей, от подростков до вполне зрелых людей. У современного подростка активно формируется гражданская позиция, отношение к реалиям общественной жизни и окружающего его мира. Именно в этот период на наш взгляд важно в доходчивой форме анимационного фильма дать пример полноты духовной и мирской жизни. Для взрослых - это возможность в бесконечном беге немного остановится и задуматься о том , что могло бы быть , если принять на вооружение благодатный опыт  Святых Угодников Божьих борьбы со страстями. Плоды их жизни говорят сами за себя. Наш фильм – это очередной шаг в создании доступных форм для рассказа о Святых и о Православии.


Автор статьи - режиссер фильма «Пересвет и Ослябя» и генеральный директор Кинокомпании «Избор» Подивилов Станислав Анатольевич.

Оставить комментарий

Комментарии: 0